Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

голубкина анна сем

Гуманитарный словарь

ГОЛУ́БКИНА Анна Сем. (1864-1927) - скульптор, училась в классах А. О. Гунста и О. М. Волхина (1889-90), Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1891-94), Высшем худож. уч-ще АХ (1894-95), в студии В. Коларосси (Париж, 1895). В 1897-99 работала в собств. мастерской в Париже, пользовалась советами О. Родена, совершала поездки в Париж и Лондон (1903-04) с целью изучения работы в мраморе; активный участник рус. рев. движения (1905-1907). Автор произв., воплотивших тему пробуждения нар. самосознания ("Железный", 1897; "Идущий", 1903; "Раб", 1909 и др.). Г. принадлежит первый в рус. иск-ве пам. К. Марксу (1905). Мн. произв. Г. 1900-10-х гг. созвучны стилю модерн, в них нашли отражение стремление художника передать таинств. проявления природы и жизни человека, поиски символич. решений ("Туман", 1899; "Волна" - горельеф на фасаде здания МХАТа, 1901; "Земля", 1905 и т. д.). Конфликт духовного и материального - тема большинства произв. Г., несущих в себе обычно печать драматизма. Центр. место в творчестве Г. занимает портрет, отразивший сложность духовных переживаний людей переходной эпохи, смятение чувств, вечную тему борьбы добра и зла (В. Г. Чертков, 1926; Л. Н. Толстой, 1927; и др.). Импрессионистич. текучесть скульптурных форм (бронза, дерево, мрамор) у Г. всегда соответствует эмоц. состояниям портретируемых. Важное значение для осмысления иск-ва скульптуры имеет кн. Г. "Неск. слов о ремесле скульптора" (М., 1923).

Лит.: А. С. Голубкина. Письма. Неск. слов о ремесле скульптора. Воспоминания современников. М., 1983.

А. С. Голубкина. Портрет Л. Н. Толстого

А. С. Голубкина. Портрет Л. Н. Толстого

Полезные сервисы

голубкина анна семёновна

Энциклопедический словарь

Голу́бкина Анна Семёновна (1864-1927), скульптор. Обобщённо-символические образы рабочих («Железный», 1897), остропсихологические портреты («Т. А. Иванова», 1925). В творчестве Голубкиной текучая пластичность форм в духе импрессионизма и стиля модерн (горельеф «Пловец», или «Волна», на фасаде МХАТ, 1901) сосуществует с поисками конструктивно ясной композиции.

* * *

ГОЛУБКИНА Анна Семеновна - ГОЛУ́БКИНА Анна Семеновна [16 (28) января 1864, Зарайск Московской области - 7 сентября 1927, там же], российский скульптор.

Училась в Москве у С. М. Волнухина (см. ВОЛНУХИН Сергей Михайлович) (1889-1890), в Училище живописи, ваяния и зодчества (1891-1894) у С. И. Иванова, в перербургской Академии художеств (1894) у В. А. Беклемишева, (см. БЕКЛЕМИШЕВ Владимир Александрович)а также в парижской академии Коларосси (1895-1896). В 1897-1898 работала в Париже (в собственной мастерской), имела возможность пользоваться советами О. Родена (см. РОДЕН Огюст) . Участвовала в революционном движении: хранила и распространяла нелегальную литературу, в 1905 организовала явочную квартиру и госпиталь для раненых.

Жила в основном в Москве, преподавала на Пречистенских рабочих курсах (1913-1916) и в Свободных художественных мастерских - Вхутемасе (1918-1922). Создала портрет К. Маркса (гипс, 1905, Третьяковская галерея) - первый в русском искусстве. В обобщенно-символических образах стремилась передать могучий дух и пробуждающееся сознание рабочих («Железный», 1897; «Идущий», 1903; «Сидящий», 1912 - все гипс, Русский музей; «Рабочий», гипс, 1909, Третьяковская галерея). Импрессионистическая текучесть форм, богатство теневых контрастов (характерных прежде всего для ранних работ скульптора), обращение к символике в духе стиля модерн (см. МОДЕРН) (горельеф «Пловец», или «Волна», на фасаде МХАТа, гипс, 1909; «Березка», гипс, 1927, Русский музей) сосуществуют в творчестве Голубкиной с поисками конструктивности и пластической ясности, особенно проявившимися в ее остропсихологических портретах (Андрея Белого, гипс, 1907; Е. П. Носовой, мрамор, 1912; Т. А. Ивановой, гипс, 1925 - все в Русском музее; А. Н. Толстого, А. М. Ремезова, оба дерево, 1911, В. Ф. Эрна, дерево, 1913; Г. И. Савинского, бронза - Третьяковская галерея).

Полезные сервисы

голубкина анна семеновна

Большой энциклопедический словарь

ГОЛУБКИНА Анна Семеновна (1864-1927) - российский скульптор. Обобщенно-символические образы рабочих ("Железный", 1897), остропсихологические портреты ("Т. А. Иванова", 1925). Для многих произведений характерны черты импрессионизма ("Березка", 1927). Участница революционного движения 1905-1907.

Полезные сервисы